Новости
/ Эксперт РАНХиГС по экономике образования Татьяна Клячко о проведении ЕГЭ: «Нужно принять решение о дате экзамена и удержать эту дату»

Эксперт РАНХиГС по экономике образования Татьяна Клячко о проведении ЕГЭ: «Нужно принять решение о дате экзамена и удержать эту дату»

15
мая
2020
Эксперт РАНХиГС по экономике образования Татьяна Клячко о проведении ЕГЭ: «Нужно принять решение о дате экзамена и удержать эту дату»

– Татьяна Львовна, 13 мая представитель Минпросвещения РФ заявил, что Единый госэкзамен в 2020 году пройдет только для поступающих в вузы. Сколько из 690 тысяч одиннадцатиклассников, по вашей оценке, планируют стать студентами вузов? Не будут ли в таком случае ущемлены интересы ребят, поступающих в колледжи?

 

– Обычно на бюджет поступает где-то 55 – 57% от общей численности выпускников школы данного года, а на платные места еще примерно 29 – 30%. В этом году «платников», думаю, будет все же меньше. У вузов экономическая ситуация тоже будет нелегкой. Пандемия по ним уже сильно ударила, и проблемы могут сохраниться еще года два. Поэтому я бы все-таки считала, что нужно увеличить прием на бюджетные места. Это и социально, и экономически оправдано.

 

Что касается тех ребят, которые пойдут в организации среднего профессионального образования (СПО), то в школе им проставят оценки по результатам текущей успеваемости, и с этими оценками они придут в колледжи. Таким образом, для них мало что изменится. Дело не в этом, оно в том, согласовали ли мы эту политику с СОVID – 19?

 

Есть и другой специфический момент. Колледжи – это в основном практикоориентированное обучение. Давайте допустим, что эпидемия будет продолжаться. Хотя мы все надеемся, что этого не произойдет.

 

При таком раскладе колледжи снова вынуждены будут закрываться. А им организовать «удаленку» значительно сложнее, чем вузам. И вот это проблема, которая сейчас вообще не обсуждается. У нас опять могут пойти карантины по СОVID – 19, и тогда вы вынуждены будете держать молодежь дома. А дистанционные технологии в колледжах развиты значительно хуже, чем в вузах. И поэтому те молодые люди, которые не попадут в вузы, как они будут учиться?

 

Или же мы решим, что пусть молодые переболеют, ничего, мол, страшного? Поскольку иногда нам говорят, что рано или поздно все должны переболеть для того, чтобы приобрести групповой иммунитет.

 

Но возвратимся к теме школьной аттестации. Скорее всего, лица, отвечающие за нее, постараются максимально снизить стресс для тех, кто заканчивает школу. Они понимают, что учащиеся три месяца работали в авральном режиме, им было сложно.

 

Но при выставлении оценок без ЕГЭ, а единый экзамен будет проводиться только для поступающих в вузы, мы можем получить, скажем аккуратно, некоторое завышение оценок. Это произойдет даже просто в силу того, что школьные оценки менее дифференцированы по сравнению с баллами ЕГЭ.

 

Но когда в колледже встанет вопрос: «Вот этого брать на бюджет или на платной основе?», здесь возникнет очень много споров и напряжения. Потому что достаточно объективных критериев отбора, которым в последние годы были ЕГЭ или для выпускников 9-го класса ОГЭ, система СПО в этом году лишилась.

 

Представьте себе крайний случай. Приходят из школы в организацию СПО выпускники, и у всех стоят по базовым дисциплинам «четверки». Всех берем на бюджет? А у меня мест не хватает. Тогда кого я должен развернуть, а кого принять? Если у всех одинаково хорошие оценки?

 

– Сложившаяся ситуация напрямую ставит вопрос о создании альтернативной системы аттестации школьных выпускников – в виде ли творческого портфолио или системы личных резюме. Согласны?

 

– Ставит, но не альтернативной, а дополнительной. Однако сейчас такая система не готова, а решения, о которых я говорила, придется принимать уже через два – три месяца.

 

– Но разве не нужно уже сегодня загодя готовиться к следующему и ко всем остальным годам?

 

– Готовиться на несколько лет вперед нужно в любом случае! Пандемия СOVID – 19, c одной стороны, ужасна, а с другой, очень полезна. Она выявила дефицитарность и неэффективность систем здравоохранения в разных странах. И показала, что для того, чтобы справляться с неожиданными поворотами событий, нам с вами нужно иметь резервы в системе здравоохранения.

 

Соответственно, для системы образования она показала то же самое. И дистант, и система прокторинга при дистанционном обучении, и обеспеченность школьников и преподавателей техническими средствами, все это, по сути дела, весомые вклады в создание устойчивости отрасли к внешним шокам. И на эту тему думать надо сейчас, и думать на будущее. И не успокаиваться, когда эпидемия пройдет, по формуле «это прошло и забыли».

 

Помните, когда атипичная пневмония в 2003 году прошла, все с облегчением вздохнули и не довели тогда работу до конца, не сделали лекарств против этой разновидности вируса, не стали думать о вакцине. Сейчас мы во многом за это расплачиваемся. И этот опыт надо обязательно учесть. Как и проблемы, которые выявились в системе образования.

 

Поэтому, видимо, поиск ответов на ключевые вопросы «Как принимать экзамены в дистанционном режиме?», «Как сделать так, чтобы до любого ребенка доходило обучение в разных условиях, и оно было нормальным?» – это задачи уже следующих лет.

 

– Роспотребнадзор и Минпросвещения России разработали совместные требования к проведению ЕГЭ в условиях распространения коронавируса. Зигзагообразная рассадка абитуриентов, термометрия, обработка рук... Все очень четко прописано. Технически и юридически. Так состоится ли ЕГЭ в 2020 году?

 

– Это – требования. Теперь возьмем вопрос организации. Мы с вами знаем, что в сельской местности ребят везут в пункты проведения экзамена на автобусах. Какие это будут автобусы, как там ребят рассадят, кто будет их сопровождать, как они будут по факту располагаться в учебных аудиториях? У меня еще много подобных вопросов. А у родителей и ребят, наверное, будет еще больше.

 

Сколько потребуется добавочных аудиторий, чтобы все происходило по сценарию, предписанному ведомством? Кто это подсчитал? Кто несет затраты на санитайзеры, термометры, медицинские маски? Только тогда, когда эти вопросы будут прояснены, мы скажем, что все замечательно и все готово к проведению ЕГЭ – 2020.

 

Прибавлю сюда стресс у детей, которым будут измерять температуру, протирать руки санитайзерами или предлагать это сделать самим. Это уже вопросы, требующие внимания психологов. Как ребята (хотя они уже взрослые выпускники, но тем не менее) это перенесут? Для некоторых это развлекаловка, но для других – фактор, способствующий повышению нервозности.

 

Говорю об этом без всяких эмоций. Просто я понимаю, знаю по опыту, что не все исполнители и не всегда додумывают все до конца. А это ситуация, где надо все 30 раз додумать до конца.

 

Кстати сказать, отмену ОГЭ – 9 в этом году я считаю совершенно адекватной и оправданной мерой. Что же касается ЕГЭ, то действительно, для тех, кто не пойдет в вузы, экзамен надо отменить, хотя это и создаст повышенное давление на другие сектора системы образования.

 

В-третьих, я бы сейчас настаивала на том, чтобы было публично принято окончательное решение о дате ЕГЭ. Причем, не только принято, но и удержано. По очень простой причине. И родители, и дети не могут жить в ситуации неопределенности, когда дело касается столь важного для них вопроса.

 

Я понимаю, что в дни карантина сидеть у моря и ждать погоды приходится так или иначе всем. Но если вы придумываете способы рассадки учащихся, регламентируете социальную дистанцию и прочее, то, наконец, решите: когда? Посоветуйтесь с эпидемиологами и уже четко скажите: это будет проводится 15 июля или 15 августа, и точка. Чтобы люди могли планировать свою жизнь. Сейчас, честно говоря, они сильно выбиты из колеи.

 

– Какую категорию школьных выпускников-2020 руководители Минпросвещения освобождают этим летом от Единого госэкзамена?

 

– Речь идет о примерно 13 – 17 процентах молодых людей, которые обычно уходили после окончания одиннадцатого класса в колледжи. В последние годы тренд на переход в СПО усиливался, но прежде всего среди выпускников 9-го класса. Можно предположить, что те ребята, которым было сложно учиться дома дистанционно, возможно, тоже решат пойти в колледжи. И это создаст очень непростые условия для последних.

 

– Сколько потребуется времени на разработку новых форматов – дистанционного, метапредметного, творческого ЕГЭ? Нужны ли такие форматы сегодня или пока это научная фантастика?

 

– Нет, это не научная фантастика. Хотя пока нет национальной системы прокторинга для ЕГЭ. И когда она появится, то будет ли нормально работать? Сколько лет нужно на отладку, чтобы эта система одновременно позволяла семистам тысячам человек сдавать экзамен дома – пока непонятно.

 

Тут опять-таки важна не только надежность технологий, но и полное доверие им со стороны общества. Потому что я могу, конечно, сдавать ЕГЭ сидя дома за компьютером. Но вы должны быть точно уверены, что рядом не стоят мамы и папы со всеми учебниками и интернетом. Вот проблема!

 

Когда вы хотите вводить что-то новое, вы должны технически сделать его крайне надежным и прозрачным. Поэтому до тех пор, пока система прокторинга не будет создана, говорить об этом я бы не торопилась.

 

Что касается творчества и прочих подобных вещей. С одной стороны, хорошо. А с другой – всегда возникает вопрос: а кто ставит эти оценки? Мы с вами знаем, что человек, к которому первыми пришли The Beatles, сказал, что они никогда не будут петь на большой сцене. Он ошибся, правильно? Наверное, потом всю жизнь кусал себе локти.

 

Кроме того, понимаете, если то, как люди бегают, прыгают, пишут предметные олимпиады, можно оценить, то хорош или плох человек, волонтер или кто-то еще в этом роде – кто это безошибочно оценит? Есть карьеристы, которые будут помогать пожилому человеку, а про себя думать: «Как же мне это надоело». А мы на этой основе будем принимать его в вуз, например? Не хотелось бы.

 

Поэтому до тех пор, пока вы не додумаете все это до последней детали, вряд ли имеет смысл что-то предпринимать на практике, во всяком случае, в масштабе страны. Это не значит, что на эти темы не надо думать и не надо проверять какие-то гипотезы, но не надо сразу сеять кукурузу от Москвы до самых до окраин, а мы очень к этому склонны.

 

© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/direktor-tseno-ipei-rankhigs-tatyana-klyachko-o-provedenii-eg...




Дата:

<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Контактная информация
432071, Приволжский федеральный округ, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Корюкина, д. 20
Телефон: +7 (8422) 44-15-68
E-mail: info@ul.ranepa.ru

Приемная комиссия
432027, Приволжский федеральный округ, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, д.140, корп.1
Телефон: +7 (8422) 43-30-65
E-mail: pk@ul.ranepa.ru
Телефонный справочник
Контакты

Президентская академия – национальная школа управления